5 причин, объясняющих, почему русские фильмы такие плохие

Каждый человек, живущий в России, хоть раз удивлялся тому, почему русские фильмы оказываются такими плохими. Кажется, что в нашей стране есть и огромные бюджеты, и неплохие актеры, но раз за разом что-то идет не так. С чем это связано и когда это уже закончится — вот вопросы, на которые мы с вами попытаемся ответить.

Подражание Западу

Это, пожалуй, главная проблема российского массового кино. Вспомните Советский Союз. Разве там режиссеры и сценаристы поголовно подражали западной культуре? Нет, они наоборот пытались создавать что-то уникальное, свое. Подражание Западу — дело в принципе неблагодарное. И все из-за того, что в этом споре подражатель непременно проиграет.

Европейские киноделы давно это поняли. Именно поэтому они создают ленты в определенной атмосфере, соответствующей духу страны. Мы часто говорим «кино во французском стиле», «английская комедия». Характеризуя фильм таким образом, зритель имеет в виду набор определенных качеств.

А можно ли что-то подобное сказать про российские фильмы? Все эти «Защитники», «Притяжения» и прочие шедевры продвигаются под лозунгом «наш ответ Голливуду». Вот только проблема в том, что Голливуд нас ни о чем не спрашивает, поэтому и в ответах наших не нуждается. Что уж там, даже патриотическое кино «Т-34» продвигали, как «Форсаж на танках».

Дефицит хороших сценаристов

У кинематографистов есть такая популярная поговорка: плохой режиссер может создать хорошее кино по гениальному сценарию. Но даже гениальный режиссер не сможет вытянуть плохой сценарий. И это чистая правда! Какого бы прогресса ни достигли спецэффекты, кино всегда должно будет рассказывать историю. Без хорошей истории все эффекты, актерские перфомансы и режиссерские потуги — это всего лишь шум.

В России имеется большой дефицит хороших сценаристов, и непонятно, почему эта проблема в принципе назрела. Ежегодно киноакадемии выпускают сотни талантливых ребят, умеющих писать истории. Куда они потом деваются? Почему вместо них над российским кино работают те, кто не может даже линейную историю вывести на достойный уровень. Именно поэтому обзоры BadComedian так популярны. Просто Евгений обнажает все те сюжетные дыры, которые отечественные режиссеры пытаются прикрыть спецэффектами или патриотичными мотивами.

Отсутствие финансирования для независимого кино

А тут уже хочется вспомнить слова Юрия Быкова в интервью Юрию Дудю: «Российское кино устроено так, что оно может финансировать творчество только одного большого художника. И в нашей стране это Андрей Звягинцев».

Так исторически сложилось, что независимое артхаусное кино интересно 5-10% зрителей. Это неплохо, это абсолютно нормально. На Западе процент примерно такой же. НО! На Западе режиссерам с оригинальными идеями гораздо проще найти финансирование. Давайте не будем забывать, что Тарантино, Скорсезе и даже Джеймс Кэмерон начинали как инди-режиссеры с маленькими бюджетами. Лишь спустя годы они сделали себе имя и стали получать большие деньги на свои проекты.

В России очень сильные независимые режиссеры. Но им приходится буквально выживать, раз за разом унижаясь для получения финансирования. Быков, Сигарев, Хлебников, Вырыпаев — все эти люди могли бы сделать Россию «great again». По крайней мере, на крупных кинематографических фестивалях. Но у них нет на это возможности. Закончим опять же цитатой Быкова: «Я больше всего мечтаю, чтобы мне не нужно было думать о деньгах. Чтобы я не размышлял каждый день: «Так, сейчас я сделаю фильм, который хочу. Но потом нужно будет сделать рекламку или снять что-то для телевидения, чтобы не умереть с голоду».

Бабло побеждает зло

Отсутствие финансирования независимых художников вытекает именно отсюда. Российские киноделы имеют только одну цель — заработать бабла. При этом им абсолютно неважно, каким окажется конечный продукт. Только деньги, только хардкор.

У нас фильм с отвратительными рейтингами считается удачным, если он собрал кассу. Мнение критиков и зрителей — дело второе И это при условии, что Бондарчук, Вайсберг, Андреасян и прочие стабильно получают деньги от Фонда кино на безвозвратной основе. То есть они имеют десятки миллионов рублей, полученных просто так, но все равно продолжают думать только о кассовых сборах.

Отсутствие репутационных потерь

На Западе институт репутации всегда был силен. Джоэл Шумахер снял очень плохого «Бэтмена и Робина». Лента обернулась полным провалом, после чего Шумахер так и не смог выбраться на прежний уровень режиссера класса А. Всего его ленты имели плохой сарафан.

Можете ли вы представить, что нечто подобное произойдет с Бондарчуком? Конечно, нет. Ему продолжат давать деньги, продолжат поддерживать любые его идеи. Ну, а Бондарчук будет снимать то кино, на которое он способен.

Да, что Бондарчук! У нас Сарик Андреасян раз за разом получал деньги на воплощение своих безумных идей! А ведь смотреть его комедии просто невозможно. Почему так происходит сложно сказать. Но такая система порождает серьезную проблему: режиссеры с сомнительной репутацией раз за разом получают большие бюджеты, а действительно талантливые ребята прозябают в нищите.

Это, разумеется, не все проблемы отечественного кино. У нас есть и цензура, и бесталанные актеры с влиятельными покровителями, и откровенно пропагандистские ленты, которые продвигают со всех телеканалов. Когда все это кончится — непонятно. Но очевидно, что происходящее в России почти уничтожило всегда такую сильную и самобытную отечественную школу кино.

Load More Related Articles